Аннотация к методическим рекомендациям "Особенности достижения образовательных результатов обучающимися с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования"
Проблема увеличения количества обучающихся с ОВЗ, в том числе с задержкой психического развития (далее – ЗПР), актуальна для современного образования. Обучение, воспитание и организация жизнедеятельности в условиях общеобразовательной школы таких детей ставят вопрос о методическом, кадровом, техническом и информационном обеспечении – создании специальных условий для достижения образовательных результатов.
Опыт обучения детей с ОВЗ, в том числе с задержкой психического развития, широко представлен в описании зарубежных инклюзивных практик. Теоретические обоснования создания условий для обучающихся с ЗПР в рамках инклюзивного образования в отечественной педагогикеразработаны Е. Л. Гончаровой, О. И. Кукушкиной, Н. А. Удовиченко и др. П. Р. Егоров в обобщенном виде выделяет необходимость создания следующих условий: разработка и внедрение концепции инклюзивного образования, которая упростила бы создание моделей инклюзивного образования в общеобразовательных школах; уточнение целей и задач инклюзивного образования; разработка нормативных актов; подготовка специалистов; поиск форм работы с детьми с ОВЗ и их родителями.
С 2016 года в нашей стране введены новые стандарты: ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). За период с 2016 года по 2020 год разработана примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15), педагогическими коллективами образовательных организаций, осуществляющих инклюзию, составлены рабочие программы для обучения детей с ЗПР на ступени начального общего образования.
На региональном уровне разработаны методические рекомендации, включающие организационные и содержательные аспекты работы учителя-дефектолога в инклюзивной школе. Апробирован и описан опыт организации системы оценивания образовательных результатов обучающихся с ЗПР в начальной и основной школе.
Однако на федеральном уровне и в региональной системе образования сохраняется проблема преемственности обучения детей с ЗПР при переходе на ступень основного общего образования. ФГОС ООО для детей с ЗПР существует в виде проекта ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования». Четких рекомендаций по созданию условий для достижения образовательных результатов детьми с ЗПР в основной школе не представлено. Общеобразовательные школы, осуществляющие инклюзию, вынуждены самостоятельно разрабатывать локальные акты, учебные планы, адаптированные рабочие программы по предметам для детей с ЗПР на ступень основного общего образования, не имея при этом четких представлений о создании условий и образовательных результатах детей с ЗПР на ступени основного общего образования.
Увеличение общего количества обучающихся с ЗПР и обучающихся с ЗПР в инклюзивных классах сделало актуальным для педагогического коллектива МОУ СШ № 9 проектирование метапредметных результатов обучающихся с задержкой психического развития основной школы и создание особых условий для достижения образовательных результатов обучающимися с ЗПР в рамках действующего ФГОС ООО.
На основе опыта работы школы в региональной инновационной площадке «Инновационные механизмы достижения образовательных (предметных и метапредметных) результатов обучающихся с ЗПР в условиях инклюзивного образования» в методических рекомендациях «Особенности достижения образовательных результатов обучающимися с ЗПР в условиях инклюзивного образования» выделены такие особенности.
Методические рекомендации «Особенности достижения образовательных результатов обучающимися с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования» состоят из четырех глав. В первой главе представлено описание специальных образовательных условий и перечень нормативных документов для организации обучения детей с задержкой психического развития. Вторая глава посвящена проектированию рабочих образовательных программ и метапредметных результатов (познавательных, коммуникативных, регулятивных) для обучающихся с ЗПР основной школы. Модель индивидуального образовательного маршрута для обучающихся с ЗПР, опыт педагогического коллектива МОУ СШ № 9 по организации и сопровождению индивидуального образовательного маршрута обучающегося с задержкой психического развития в основной школе раскрыты в главе третьей.Четвертая глава методических рекомендаций содержит описание этапов мониторинга уровня сформированности личностных и метапредметных УУД обучающихся с задержкой психического развития и перечень диагностических методик.
В приложениях к сборнику представлены сценарии внеклассных мероприятий, фрагменты адаптированных рабочих программ, программа курса групповых занятий «Учимся жить в современном мире» для 8-9 классов ОВЗ, описаны приёмыразвития мыслительных операций у детей с ЗПР, приведён пример индивидуального образовательного маршрута обучающегося основной школы с описанием психолого-педагогического сопровождения, представлены диагностические методики, используемые при работе с детьми с ЗПР.